ЗНАКОМСТВО С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ ДОМА

Создано: 17.09.2020, обновлено: 17.09.2020

«Неживая природа» (вода, воздух, солнце)

Задачи:

формировать у дошкольников экологические знания и представления о неживой природе, познавательную активность через поисково-познавательную и опытно-экспериментальную деятельность;

Формировать представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Развивать желание познавать природу, воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать любознательность, пытливость, наблюдательность;

словарный запас детей.

Рекомендации родителям

Уважаемые родители, поговорите с ребёнком о том, какое время года сейчас, какие изменения произошли в живой и неживой природе, вспомните названия весенних месяцев; понаблюдайте за изменениями в природе во время совместной прогулки в своём дворе.

Воспитание правильного отношения в природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребёнка. Экологическое воспитание должно проводиться как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. В настоящее время в образовании широко используется один из эффективных методов познания закономерностей явлений окружающего мира- метод экспериментирования. Экспериментирование даёт детям реальные представления о разных сторонах изучаемых явлений, демонстрирует взаимоотношение данного явления (объекта) с другими, учит устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями природы, формирует познавательный интерес к природе, положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей. Организуя эксперименты (опыты) в домашних условиях,  родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Не ограничивайтесь интересом к животным и растениям.

2. Чаще обращайте внимание детей на явления и свойства неживой природы (вода, воздух, песок, камни, почва, солнце и др.) т. к. животные привлекают детей своей подвижностью, а неживая природа не подвижна, поэтому дети дошкольного возраста не обращают на неё внимания.

3. Поощряйте даже малейший интерес детей к неживой природе, не игнорируйте вопросы детей, особенно те, которые носят познавательный характер.

4. Если ребёнка заинтересовало то, или иное явление в неживой природе, не спешите сразу же всё ребенку объяснить, постарайтесь, чтобы ребёнок сам понял, в чём причина изменений.

5. Ребёнку легче делать выводы, если они основаны не на словесном объяснении, а на его собственном практическом опыте- экспериментировании с предметами, с целью выявления их свойств.

6. Предоставьте ребёнку возможность самостоятельно экспериментировать с неживой природой в домашних условияхсоздавая условия для:

— Опытов с водой: как вода меняет форму; какие предметы плавают, какие тонут; что высыхает быстрее; когда капли образуют туман (пар); плавает ли лёд; почему лёд скользкий.

— Опытов с воздухом: почувствуй воздух; проверим есть ли воздух; воздух меняет объем; воздух охлаждается; воздух работает (ветряная мельница, парусные суда); движение воздуха (кто быстрее, сделай парашют, сделай планер.

7. Экспериментирование обязательно нужно связывать с наблюдением на семейных прогулках и экскурсиях в разные сезоны.

8. Для повышения собственных знаний о свойствах и явлениях неживой природы читайте научную литературу. Во-первых, это поможет доступно и интересно ответить ребёнку на вопрос. Во-вторых, информация будет достоверной- это особенно важно при формировании первичных представлений о свойствах неживой природы.

ПОИГРАЙТЕ С РЕБЁНКОМ ДОМА

«Назови ласково» – солнце – солнышко, ветер-ветерок, вода-водичка, лёд-лёдик.

«Какой ветер?» — тёплый, холодный, морозный.

«Какая вода?» — прозрачная, холодная, тёплая, горячая.

«Какая бывает вода?»

Ребёнок отвечает: прозрачная, бесцветная, соленая, холодная, теплая, горячая, простая, чистая, родниковая, дождевая, почвенная, жесткая, мягкая, талая, пресная, колодезная, ключевая, морская, подземные воды, минеральная, питьевая, водопроводная, дистиллированная, ливневая, мертвая и живая, святая.

«Что может делать вода?»

Ребёнок отвечает: Бежать, течь, капать, литься, бушевать, замерзать, испаряться, загрязняться, капать, шуметь, журчать.

«Где ты капелька бываешь?»

Взрослый: где путешествует капелька воды? Назовите эти места.

Ребёнок: лужа, пруд, ручей, озеро, море, океан, снег, лед, сосулька, пар, дождь.

Подвижная игра «Дождик и солнышко».

Для игры потребуется зонтик. Под него малыш будет прятаться во время команды«Дождик».

Перед игрой объясните ребенку: «Когда светит солнышко, все весело гуляют, но вдруг, подует холодный ветер, солнышко спрячется за тучи и пойдет дождь. Он сначала будет капать потихоньку, а потом все сильнее и сильнее. Где же можно спрятаться нашему малышу от дождя? Конечно, под зонтиком!»

После объяснения даем малышу команду«Солнышко ярко светит». Ребенок произвольно бегает или ходит по комнате.

По команде«Закапал дождик» взрослый с ребенком выставляют вперед ладошки, ловя дождь, и медленно проговаривая«Кап – кап – кап».

«Пошел сильный дождь!». Взрослый раскрывает зонт и малыш под него прячется. Взрослый барабанит сверху по зонтику пальцами и быстро произносит«Кап – кап – кап!» Малыш в том же ритме повторяет за ним.

«Прошел дождик, снова выглянуло солнышко, можно идти гулять». Игра повторяется

.

Упражнять в умении воспроизводить задуманное количество и называть словами один и много (одна капля, много капель)

Упражнять ребёнка в различении и назывании части суток: утро, вечер.

Составлять предложения из слов : зонт, дождь, от, нужен; солнце, выглянуло, тучка, из-за; дует, ветер, сильный.

Заучивание стихотворения

«Весенняя гостья»

И. Белоусов

Милая певунья,

Ласточка родная.

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою»